Профессиональные рекомендации

Эротика в рекламе

В соответствии с Законом РБ «О рекламе», ст. 26 «Ненадлежащая реклама» ненадлежащая реклама запрещена. К ненадлежащей рекламе относится, в т.ч. реклама «неэтичная», которая содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, содержит сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, семьи, религиозных, политических или иных убеждений граждан.


Признать рекламу неэтичной правомочно Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) с составлением соответствующего протокола об административном правонарушении. Оспаривать такие протоколы не легко. Категории «этики», «морали» являются оценочными.


ЭРОТИКА.
Что такое эротика и эротическая продукция вы можете найти в Постановлении Министерства культуры Республики Беларусь от 08.05.2007 N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения и признании утратившим силу постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 апреля 2000 г. N 8п".
Эротика — изображение, словесное описание или демонстрация сексуальных отношений людей, интимных частей человеческого тела (частично или полностью обнаженных), имеющие целью отображение человека во всем богатстве его духовных переживаний с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей и не содержащие грубого циничного натурализма и элементов порнографии. А эротическая продукция — продукция, которая содержит эротику и эксплуатирует в качестве основной идеи интерес к сексу.



Насколько это допустимо?

Например, мы понимаем, что использование обнаженного тела (частично обнаженного тела) деловой практикой и позицией МАРТ допускается в контексте спортивной тематики, материнства, рекламы нижнего белья.

В случае, если возникнут обоснованные сомнения, может быть привлечена Республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости при Министерства Культуры Республики Беларусь* (в форме экспертизы).
*Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2008 N 1571 (ред. от 10.10.2014) "Об экспертных комиссиях по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости" (вместе с "Положением о Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости").


Не стоит забывать, что в Республике Беларусь действует Общественный совет по нравственности.


Таким образом, инициирование официальных мероприятий по оценке материалов на соответствие их критериям «неэтичности» может быть как минимум двумя министерствами и одной общественной организацией.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Административная ответственность. Нарушение законодательства о рекламе (в рассматриваем случае – неэтичная реклама) является правонарушением и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, п. 1 ст. 13.9 «Нарушение законодательства о рекламе» влечет административную ответственность в форме штрафа в размере до 20 базовых величин на индивидуального предпринимателя (29*20 = 580 рублей) за каждый факт нарушения (т.е. за каждый факт размещения рекламы).
Финансовые риски. Кроме этого, любая продукция, содержащая в себе неэтичную рекламу, подлежит прекращению в обороте, т.е. речь может идти о потенциальных убытках в виде произведенных затрат на изготовление и распространение такой рекламы.